Белое и яркое. 1-я серия

22 декабря 2009 г. by vadbars
Преамбула.
Не, я так не играю. Пока я собирался с мыслями, они всё написали и все фотографии выложили. Мне-то чё писать теперь?  [info]vvp_tm, [info]tryndetz, [info]nucl0id, [info]seaseas, [info]staroverov1, [info]selfmanager
Амбула.
«Неисповедимы пути господни». Так получилось, что я нежданно-негаданно попал в число блогеров, приглашенных совершить экскурсию (так и хочется написать — паломничество :) на Белоярскую АЭС. При том, что блогером как таковым я не являюсь и к атомной энергетике не имею практически никакого отношения. Ну разве что купался в водоеме у Белоярки, когда мы ездили к друзьям в Заречный, где эта самая БАЭС находится.
Но вот через свою гуглогруппу познакомился я с Антоном Мосягиным ([info]mosyagin_aa), который оказался куратором этой поездки. И в лютый мороз в компании суровых уральских блогеров отправился я темным ранним утром 19 декабря 2009 года в гости к мирному атому. Кто бы мог подумать, да.
Что интересно, никаких особых «атомных» страхов я вроде бы не испытывал перед этой поездкой. Хотя, что там лукавить, на ум приходили всякие хохмочки, что-де после поездки можно будет вечером за компом уже и не включать свет — руки над клавиатурой и так светиться будут. Было-было, значит, то напряжение, которое ищет разрядку в обесценивании и смехе. Радиация, нечто неведомое и невидимое, без вкуса, цвета и запаха — очень подходит на роль страшилки. Как детские страхи перед темной комнатой.
Меня больше волновало, что поездка выходит такая заказная, «джинсовая». Ну вот съезжу я туда, все мне покажут, поводят везде, покормят, привезут-увезут. И что, я после этого всякие гадости буду писать тут? Нет, конечно, я ж воспитанный человек. :) Но в итоге любопытство и страсть к халяве перебороли-таки мои муки совести и ... «папенька согласился».

Для собственного спокойствия и пущей научности я вечером перед поездкой пошерстил интернет в поисках информации о Белоярской АЭС и прочих «быстрых нейтронах». Что же я узнал интересного для меня, человека с двумя гуманитарными образованиями, предельно далекого от физики и энергетики?
  • Белоярская атомная станция им. И.В.Курчатова — вторая промышленная атомная станция в СССР после Сибирской (в Томске-7, ныне остановлена). До этого были только экспериментальные установки в исследовательских институтах. (Потом я узнал, что на территории БАЭС кроме промышленных блоков также имеется еще небольшой экспериментальный реактор).
Вот слева вы сейчас видите фасад здания второго блока, на котором портрет Игоря Васильевича в роли атомного ядра. Кстати, само здание Белоярки смотрится очень стильно: контраст темно-красного и белого, атомная символика 50-60-х под мирным ярко-синим небом... «Белое и яркое».
И все находится в хорошем (по крайней мере снаружи) состоянии. Это же ощущение относится и ко всей станции в целом: все покрашено, дороги размечены как надо, есть даже пешеходная «зебра» перед зданием. Везде очень чисто и аккуратно, несмотря на почтенный возраст сооружений.
Такое же чувство у меня было, когда я в первый раз попал в район Уралмаша в 80-е годы: здания все старые, но везде понимаешь, что есть единый хозяин, который за ними следит.
  • Длительность, продолжительное время — это второе, на что я обратил внимание при чтении разных сайтов про Белоярскую АЭС. Эти «быстрые нейтроны» совсем небыстро создавались. В 1954-м начали строить тепловую электростанцию в Белоярке. В 1957 году было принято решение о строительстве атомной станции, в 1963-м открыли первый блок, в конце 67-го пустили второй.
    Третий, который на самом деле первый промышленный и до сих пор крупнейший в мире энергоблок на быстрых нейтронах БН-600 был открыт 8 апреля 1980 года. Этот уже почти 30 лет работает и срок эксплуатации продлен еще на 15 лет! Итого получится 45 лет под промышленной нагрузкой. Даже строящийся блок БН-800 и тот рассчитан только на 40 лет работы. (Кстати, все никак не могу отделаться от ассоциации, что БН — это «Борис Николаевич», а не «быстрые нейтроны» :).
    И есть в этом что-то парадоксальное: строить с десяток лет, чтобы блок прослужил лишь в полтора-два раза дольше периода строительства (17 и 22 года для АМБ-100 и АМБ-200 соответственно), либо вложить колоссальные деньги (энергостанции БН в полтора-два раза дороже станций на «тепловых нейтронах») и затем использовать сооружение почти полвека.
Много еще чего вычитал я в тот вечер перед поездкой, но об этом потом. Давайте вернемся к началу поездки.
Встреча нашей делегации, надо сказать, была организована хорошо — другие участники поездки неформальных интернет-писателей уже об этом рассказали. С самого ранья приехал за нами под «Варежку» (памятник на ж.-д. вокзале) автобус с работником пресс-службы БАЭС Златой Юрьевной Вахловой, которая уже в дороге начала отвечать на наши вопросы. Замечу для полноты картины, что накануне вечером на станции праздновали День энергетика (вообще-то он 22 декабря, но тут приурочили отмечание к пятнице). И вот человек после праздника с самого утра поехал к нам. В очередной раз (а мы с женой уже года четыре как ездим на зареченский карнавал) я удостоверился, что в Заречном живут душевные и обязательные люди.
В экскурсии по самой станции нас сопровождали инженер отдела научно-технической поддержки (очень увлеченный своим делом специалист, которого незаслуженно обижали все время, называя экскурсоводом), начальник отдела защиты информации и еще пара человек из пресс-службы и службы безопасности. На десяток человек экскурсантов-блогеров было четверо сопровождающих. Как ни странно, такая плотная опека не производила впечатления какого-то давления или злонамеренной «фильтрации» выдаваемой информации. Наоборот, создавалось ощущение, что безопасность на станции в надежных руках, никакого тебе постперестроечного разгильдяйства и пофигизма.

Но это я опять забежал вперед, давайте по порядку.
По пути на БАЭС остановили мы автобус на таком месте, где можно сфотографировать общий вид станции. Я со своей электронной мыльницей выбрался на мороз, пощелкал для порядку виды станции с дороги и понял, что с моей техникой тут делать нечего. На трубы Белоярской АЭС в этом ракурсе вы сможете полюбоваться в других блогах или даже увидеть куда более приятный летний снимок из статьи в Википедии.
Я лучше выложу здесь фотографию моих коллег за работой. Шутки-шутками, а люди в субботний день оторвались от теплого компьютера и родного интернета, оснастились профессиональным оборудованием и, тщательно выбирая ракурсы и позы, все фотографировали. Страна должна знать своих героев в лицо. Ну или хотя бы со спины.
На этом сегодня завершу первую часть своей эпопеи. Остальное — позже. Надеюсь, период моего полурассказа не будет слишком долгим. :)

0 коммент.:

Отправить комментарий